
Все лето и начало осени совместно с компанией МГТС каждые две недели и раз в месяц мы проводили экскурсии «Москва на связи», об истории связи в Москве. Ходили мимо первых телефонных станций, рассказывали интересные истории о московском телефоне и даже современных средствах связи. Но в этом году кроме экскурсий мы проводили ещё и фотоутренники, призывая всех гулять не только по выходным, но и в будние дни, рано утром перед началом рабочего дня, когда Москва только просыпается.
Фотоутренники – это не классические экскурсии по определённому маршруту, здесь мы гуляли по дворам, смотрели и фотографировали отдельные детали городской среды. Удивительно, но даже к моменту написания этой итоговой публикации часть деталей исчезла, так что получается мы успели сфотографировать уходящую фактуру и зафиксировать это для истории.
Но что ходить вокруг да около, смотрите, какие детали мы наснимали за лето благодаря проекту с компанией МГТС —>

Традиционно мы встречались у выхода из станции метро «Чистые пруды». Почему здесь? Потому что именно в этом районе города в шаговой доступности находится целый ряд мест города, связанных со связью.
Например, именно в этом районе начинала свою историю ямская гоньба – первая система связи в России, при Екатерине Великой в конце 18 века в Москве неподалёку от метро «Чистые пруды», далее по Мясницкой можно до сих пор видеть дом, построенный на основе старых палат:

Сейчас здесь, в частности, располагается центр «Амурский тигр» и даже есть трогательный памятник играющим тигрятам:

А во дворе еще можно видеть одноэтажные корпуса, некогда бывшие конюшнями ямского двора.

Когда-то отсюда начинали свое близкое или далёкое путешествие от «ямы» до «ямы» московские письма, посылки и бандероли.

Когда гуляешь по городу рано утром для истории можно снять не только интересных деталей, но и сценок, которые сейчас смотрятся повседневно, а уже через 20 лет будут историей, например, можно видеть как привозят на станции и проверяют велосипеды городского велопроката:

Пройдём по Мясницкой в сторону центра:

Конечно, самым примечательным зданием здесь является чайный дом Перлова, которому он сделал фасад в китайском стиле ещё в 1890-х, но даже такой фасад явно показался Перлову слишком скромным и между окон были приделаны такие элементы:

Это флагодержатели, да не простые, а с головой орла. И этих флагодержателей по три между каждым из окон, то есть по праздникам дом должен был выглядеть абсолютно как нарядная ёлка. В архивах нашлась одна фотография, показывающая довольно скромное убранство фасада, если принимать во внимание, что флагов можно было понаставить по три:

Пока гуляли по дворам за домом Перлова, в одной из подворотен удалось снять на редкость хорошую работу уличного искусства от команды F20 squad:

Увы, это небольшое граффити во дворе было закрашено буквально через несколько дней после появления.
Во время другого фотоутренника удалось запечатлеть еще один более масштабный экспонат уличного искусства:

Но и это граффити во дворах Кривоколенного переулка исчезло этим же летом.
Зато в переулках Кривоколенного обнаружилась не менее интересная с точки зрения истории деталь.

В старом доме открылся бутик-отель, который расчистил исторические своды Монье до кирпича:

Сейчас это единственное место в Москве, где можно посмотреть подобные своды в расчищенном виде и понять, как делались большие перекрытия в конце 19 столетия. Подобных сводов очень много в Европе и Москве, но в абсолютном большинстве случаев они заштукатурены и самой кладки с балками не видно.
Но пройдём в другие переулки Мясницкой:

Ещё от метро можно видеть два прекрасных корпуса домов страхового общества «Россия», построенные в 1899-1902 гг. архитекторами Н.М.Проскуриным и А.И. фон Гогеном.

Уже до революции это был один из самых телефонизированных домов в городе, поэтому неудивительно, что сразу же после его национализации новыми властями здесь разместилось множество советских организаций, в том числе Главполитпросвет Народного комиссариата просвещения, где работала Крупская (отсюда и памятник ей на Сретенском бульваре).
Интересно, что новая власть не стала отбивать вензели страхового общества – до сих пор на фасаде можно видеть переплетенные рукописные буквы С, О и Р. Более того, даже в советское время дом называли домом СОР (Страхового общества Россия).

Дом невероятно богат на детали, здесь можно найти и летучих мышей, и амазонок, и даже саламандру, притаившуюся под эркером:

Интересно, что здесь до наших дней сохранилась дореволюционная табличка с номерами квартир в подъезде и удалось выяснить уникальное:

В доме страхового общества не было и до сих пор нет квартиры №13, вместо неё квартира №12а, после которой сразу идет №14

До сих пор поражает своим изяществом ограда со стороны Боброва переулка:

Про эти корпуса мы в своё время делали отдельную подробную публикацию.
И здесь же в проходе между двумя корпусами сохранился довоенный люк телефонного коллектора.

Советская власть, национализировав телефонные станции попутно национализировала и символику Шведско-датско-русского телефонного общества – штекер с молниями – присвоив в пользу всего Наркомата связи. Люк хоть и раннего советского периода, но полностью повторяет дизайн дореволюционных люков телефонных коллекторов Москвы, выглядевших так:

По тому же Боброву переулку напротив здания Страхового общества «Россия»незадолго до революции стали строить ещё более дорогой дом, но революция 1917 года всё строительство остановила, и до сих пор на доме акционерного общества Феттер и Гинкель можно видеть лишь намеки на богатый декор:

А должно было всё выглядеть примерно так:

Но в первые годы советской власти было не до декора, дом лишь достроили, сняли в арках опалубку и всё, так и стоит памятником социальным потрясениям 20 века:

В Милютинском переулке стоит ещё одно здание, сыгравшее не последнюю роль в развитии связи и массовых коммуникаций не только в Москве, но и в России, в целом:

Изначально дореволюционный доходный дом в 1919 году заняло Российское телеграфное агентство (РОСТА), прославленное Маяковским, выпускавшим здесь свои «Окна РОСТА» – агитационные плакаты на актуальную тематику, вывешивавшиеся в витринах закрытых после революции магазинов.
Но самое главное здание Милютинского переулка для нас сейчас располагается дальше:

Это высокий серый корпус дореволюционной телефонной станции, строительство которой было начато Русско-Датско-Шведским телефонным обществом ещё в 1902 году и окончательно завершено к 1909 году.

После введения в строй этой станции телефон окончательно вошел в массовый обиход в Москве. Конечно, до телефонизации каждой квартиры было ещё далеко, но телефон появился не только во всех основных учреждениях и заведениях города, но и в большинстве более-менее обеспеченных квартир города, а не только у нескольких сотен самых богатых.

На дореволюционной решётке до сих пор можно видеть аббревиатуру МТС – Московская телефонная станция.
Здание и сегодня принадлежит компании МГТС и на данный момент находится в процессе реставрации

Ещё до 1930-х годов в здании этой центральной телефонной перед рядами коммутационных панелей сидели телефонистки, вручную соединявшие каждый звонок:

Конечно, качество связи тогда оставляло желать лучшего, поэтому самоиронично телефонное общество при входе изобразило разъяренного абонента:

И успокаивающую его милую «телефонную барышню»:

В 1917 году по заветам вождей в первую очередь в ходе революции брали телефон и телеграф, поэтому за телефонную станцию был большой бой, о чём напоминает мемориальная доска на здании:

Если звонки обычных абонентов соединяли вручную ещё в 1930-х, то у высокопоставленных чиновников и чекистов автоматическая телефонная станция (АТС) появилась уже в первые годы советской власти, в том числе во многих кабинетах Лубянки была установлена «вертушка» – телефоны с диском, бывшие долгое время привилегией только руководства страны. Ещё до войны телефоны с диском пришли и к обычным гражданам, но название «вертушка» так навсегда и закрепилось за спецсвязью.
В частности буквально на соседней Большой Лубянке один из первых подобных телефонов в Москве был установлен в кабинете Дзержинского:

Кабинет Дзержинского располагался в доме №11 по Большой Лубянке, до революции принадлежавшем страховому обществу «Якорь», причем вся символика общества так и осталась на фасаде здания до наших дней:

Обществу «Якорь» вообще принадлежало множество домов между нынешними Лубянкой и Кузнецким мостом. Просто пройдитесь по улице Кузнецкий мост и обратите внимание на фасады, до сих пор много якорей со змеями можно найти:

Почему якорь со змеями? Это переплетение сразу двух символов – собственно, самого якоря и кадуцея – увитого змеями жезла бога Гермеса, покровителя торговли и, в целом, всякого предпринимательства.

Дальше на Кузнецком мосту можно видеть и самого Гермеса, бога торговли, а по совместительству еще и согласно античной мифологии покровителя всякого мошенничества и плутовства:

До революции его голова в характерном шлеме с крыльями украшала доходный дом, в котором сейчас по иронии истории расположилась служба судебных приставов.
Здесь же на Кузнецком мосту, на одной из самых тогда дорогих улиц города, в 1882 году открылась самая первая телефонная станция в Москве.

Телефонная станция заняла лишь верхний этаж пассажа Попова. Дом ныне в лесах, но сохранился и до сих пор является одной из самых высоких построек на улице, сейчас здесь его стена завешана баннером с небом и облаками:

Так пассаж Попова выглядел, когда на последнем этаже открылась телефонная станция

Телефонная станция на момент открытия была, правда, всего на 26 номеров, и это было таким большим событием для Москвы, что вместе с рекламой общества в газете «Московские ведомости» был опубликован и полный список абонентов:

И здесь, у начала начал мы традиционно завершали все фотоутренники и экскурсии! До новых встреч и новых прогулок.
Напоследок лишь покажем то, что видели только постоянные посетители наших фотоутренников. Такой памятник стоит в одном из дворов нашего города:

Спасибо компании МГТС за поддержку проекта!
